10 апреля 2015
В апреле ОАО ГАЗ запустил в производство двухтопливную бензо-газовую модификацию своего самого массового автомобиля -бортовой «ГАЗели». Как повлияет этот шаг на расклад сил на рынке газового обрудования?
Значительная часть грузовиков и автобусов в России переводится на пропан-бутановую смесь, называемую также газ сжиженный нефтяной (ГСН) или сжиженный углеводородный газ (СУГ). По оценкам «Группы ГАЗ», для бортовых «ГАЗелей» их доля составляет больше половины. Причины понятны — СУГ почти в два раза дешевле бензина, а значит даже при большем расходе газа затраты на топливо падают на 35-40%; кроме того увеличивается ресурс двигателя. Начальная стоимость автомобиля, как и стоимость техобслуживания, несколько увеличивается, но по наиболее важному показателю, стоимости владения, газобаллонный автомобиль (ГБА) примерно на 20% лучше бензинового автомобиля с теми же техническими параметрами.
Однако сложившаяся практика переоборудования коммерческого транспорта силами независимых автосервисов имеет ряд неудобств для владельцев автомобилей. Среди называемых экспертами причин — усложнение гарантийного ремонта, ведь внесение изменений в конструкцию автомобиля может стать поводом для отказа дилером завода исполнять гарантийные обязательства.
Вторая причина, которую называют многие представители бизнеса по установке ГБО — низкое качество, выражающееся в несоответствии оборудования законодательным требованиям и нарушениях технологического процесса. Следствие ценовой войны, это явление вредно отражается на всей отрасли, говорят специалисты.
Примечательно, что с подобной проблемой столкнулись и американские сервисмены. Ассоциация поставщиков запчастей АА5А недавно исследовала влияние тенденции к поставкам более дешёвых и менее качественных запчастей на отрасль незхависимых автосервисов и выяснила, что это приводит к появлению у покупателей негативного опыта и к разочарованию в независимых автосервисах в целом.
В случае ГБА это затрагивает ещё и вопросы безопасности, поскольку газовые автомобили до сих пор считаются взрывоопасными. Последний фактор зависит от того, насколько качественно собрана газотопливная система: не упущены ли предусмотренные законодательством в обязательном порядке элементы безопасности системы. Наконец серьёзным препятствием для потребителя является необходимость регистрации автомобиля в ГИБДД. С выходом в июле 2007 г. нового порядка регистрации и техосмотра усложнившаяся процедура отпугнула многих потенциальных потребителей, что видно на диаграмме количества переводных на газ автомобилей, предоставленной одной из сервисных станций (Диаграмма 1).
Диаграмма 1
Повысится ли безопасность газовых «ГАЗелей»? Думаем, что да: автомобили, собранные в заводских условиях, будут удовлетворять требованиям, предъявляемым сертификационными органами. Отсечение некачественного кустарного ГБО позволяет предположить, что ситуация в целом улучшится, хотя нельзя ожидать, что это произойдёт в одночасье.
Зато потребитель однозначно выигрывает в других вопросах. Группа ГАЗ заявила о том, что новый автомобиль получил одобрение типа транспортного средства (ОТТС), а это значит, что регистрация в ГИБДД и процедура гостехосмотра не будет отличаться от таковой для бензинового аналога.
Кроме того, в сообщении завода есть пункт об обеспечении гарантийных обязательств на автомобили с ГБО в рамках всей структуры сбытовой сети. Значит — вопрос с исполнением гарантийных обязательств также отпадает.
Казалось бы, завод отбирает хлеб у независимых автосервисов, но есть и обратная точка зрения: выход крупного завода в эту нишу положительно скажется на всех конкурирующих участниках.
«Чем больше газобаллонных автомобилей, тем выгоднее мне, — говорит Николай Анатольевич Халабуда, директор нижегородского предприятия „Арго“, специализирующегося на услуге установки ГБО.- Завод будет производить автомобили, а я — обслуживать. Тем более, что у меня, как у частника, преимущество гибкости. ГАЗ пока выпускает только одну модель, а я могу переоборудовать любую. Один клиент купит ГБА у ГАЗа, другой — у меня, и они будут друг с другом общаться, и в конечном итоге борьба пойдёт на пользу потребителю».
Развитие в целом отрасли возможно по двум сценариям. Первый вариант — сжатие. Это произойдёт в том случае, если шаг завода не приведёт к повышению спроса на газовые автомобили и всем придётся потесниться.
Второй сценарий — увеличение общего парка газовых машин, и тогда автосервисам, возможно, надо приготовиться к увеличению общего количества клиентов и смещению акцента с установки оборудования на обслуживание. Второй вариант выглядит более вероятным, но как поведёт себя рынок, покажет время.
Группа ГАЗ не стала изобретать велосипед, использовав уже проверенное рынком решение: сочетание двигателя УМЗ-4216 и системы распределённой последовательной подачи газа четвёртого поколения OMVL Dream XXI. Интересно узнать, что итальянский бренд OMVL является поставщиком и таких компаний, как PSA, Wolkswagen-FAW, Iran Kohdro Company, Ssang Yong Italy, Hyundai Iran.
Конструктивно автомобиль выполнен по двухтопливной схеме, он может эксплуатироваться как на бензине, так и на газе: для холодного пуска двигателя всегда используется бензин. В автомобиле кроме стандартного топливного бака, установлен баллон объёмом 100 л, что увеличивает пробег автомобиля без дозаправки вдвое (суммарно на обоих видах топлива). Дублирование системы питания повышает безотказность автомобиля и позволяет продолжать движение при неполадках в газо-тогушвной системе (чаще всего из-за низкого качества газа). Как и все прочие двухтопливные машины на пропан-бутановой смеси, «Газель» немного теряет в мощности (со 106,8 л.с. до 99 л.с.) и крутящем моменте (с 220,5 Нм до 209 Нм); по сравнению с бензином — несколько увеличивается расход топлива (с 11 до 12,5 литров на скорости 60 км/ч). Учитывая, что пропан-бутан почти в два раза дешевле бензина, а межремонтный ресурс двигателя увеличивается в 1,5 раза, это ухудшение характеристик весьма незначительно, а стоимость владения сокращается.
В текущем году завод будет предлагать базовый вариант бортовой «Газели», шасси и длиннобазную модель, ориентируясь на собственные данные по популярности газовых модификаций у потребителей. В 2012 г. добавится цельнометаллический фургон и автобус. По сообщению пресс-службы завода, решение о появлении газовых модификаций других моделей завода — «Соболь», «Валдай», «Волга Siber» — пока не принято.
Специалистам автомагазинов и сервисных станций интересно будет узнать, что запчасти OMVL включены «Группой ГА32 в штатную логистическую схему и будут поставляться по тем же каналам, что и производимые заводом комплектующие.
В пресс-службе «Группы ГАЗ» также сообщили, что российский представитель OMVL . Компания «Италгаз» начала обучение специалистов диагностике и ремонту газотопливной системе, установленной на новом автомобиле.
Оборудование с установкой за 35 000 руб. + оформление в ГИБДД в подарок!
11 сентября 2024
ООО «Автогаз Инжиниринг» предлагает услуги по гарантийному, постгарантийному обслуживанию и ремонту газовых подогревателей и отопителей.
2 сентября 2024
Заполняя данную форму вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности компании