Установка ГБО в Москве и области

+7 (495) 215-10-14

Пн-Пт 9:00 - 21:00

Сб 12:00 - 18:00


Запись на установку Техобслуживание и ремонт ГБО в рассрочку Акции

ГБО на ПАЗ (метан). Варианты. Экономия. История с 1990

10 апреля 2015

Установка ГБО на ПАЗ предполагает перевод стандартного бензинового двигателя в двухтопливный режим: для работы на метане (КПГ — компримированный природный газ) и на бензине. Данная статья рассказывает о конструктивных особенностях установки газовых баллонов (ГБО) на автобус ПАЗ, на примере самой востребованной модели семейства 3205. Если вас интересуют актуальные цены перевода «пазиков» на метан и пропан, рекомендуем посетить страницу Установка ГБО на ПАЗ. Цена.

Решение о создании газобаллонного автобуса «ПАЗ 3205» созревало давно. С середины 90-х гг. прошлого века, в большинстве городов России и ближнего зарубежья, парк автобусов «ЛиаЗов», «ЛАЗов» и «Икарусов» постепенно заменили Павловские автобусы. Не очень удобные, но достаточно мобильные маршрутки «ПАЗики» обеспечивают и по сей день городские пассажироперевозки.

Экономия после установки ГБО на ПАЗ

При ежегодном пробеге более 80 тыс. км, автобусы этого типа потребляют около 30 т бензина А-76, на что тратится 420 тыс. руб. в год. Используя ГБО метан на «ПАЗ 3205», можно сэкономить около половины этих средств.

За 3,5 года эксплуатации газобаллонного автобуса «ПАЗ» экономия денежных средств превысит стоимость нового автобуса, а использование газовых баллонов вторично позволяет экономить до 3/4 денежных средств на последующий монтаж газобаллонной установки на автомобиль.

Для максимальной экономии денежных средств необходимо, чтобы автобус соответствовал определённым техническим требованиям по безопасности применения метана и удобству эксплуатации, что определяет размер экономического эффекта.

История монтажа газовых баллонов на ПАЗ

Вспомним, как начинался перевод автобусов «ПАЗ» на метан. В начале баллоны устанавливались сверху кузова автобуса двумя способами:


  • — раму для баллонов крепили на стойках (которые проходили через весь салон) к несущим лонжеронам («рязанская схема»);

  • — ставили раму, опираясь «лапами» на боковую часть крыши (стык крыши и стенки кузова), укрепляя крышу дополнительно ребрами жесткости.

Недостатками такой схемы:


  1. при верхней компоновке баллонов центр тяжести перемещается вверх, что повышает вероятность опрокидывания автобуса;

  2. при схеме с верхним расположением баллонов приходится применять облегчённые металлопластиковые баллоны, требуется также изготовление более прочной рамы под баллоны и укрепление конструкции крыши, что приводит к удорожанию оборудования автомобиля;

  3. неудобство постановки автобуса в гараж (в большинстве случаев автобус с баллонами наверху не входит в гаражные ворота по высоте);

  4. частое переосвидетельствование (один раз в три года) согласно требованиям Р 3112199-1095-03 — отсюда неудобство по снятию и постановке баллонов.

Данная схема компоновки была распространена из-за дороговизны установки ГБО на автобусах, принадлежащих преимущественно только ОАО «Газпром».

Для удешевления ГБО и устранения указанных выше недостатков, связанных с перемещением центра тяжести вверх, повышенным износом кузова и крыши, фирмой ЗАО «Автосистема» было предложено установить четыре легированных металлических баллона в салоне под сидением в задней части автобуса. Данное решение снимало все проблемы, кроме одной — маленький пробег на одной заправке.

Но прогресс не стоял на месте, и вскоре НПФ «САГА» совместно с ООО «Мобильгаз» после соответствующих испытаний на Дмитровском полигоне под Москвой получили сертификат на дооборудование «ПАЗ 3205» и «ПАЗ 3206» газобаллонным оборудованием с расположением баллонов также под сидением в задней части автобуса, но с иной компоновкой — четыре баллона по 51 л и два баллона по 34 л производства ОАО «Орский машиностроительный завод». Все используемые баллоны — металлопластиковые. Физический объём баллонов составил 272 л, что составляет по объёму 70,6 м3 КПГ при 1 = 20°С (табл. 1, 2).

Данное расположение баллонов обеспечивает запас хода на одной заправке 207 км из расчёта 34 л/100 км. Сертификат также позволяет использовать баллоны ОАО Казанское ОКБ «Союз» объёмом 315л каждый. При использовании таких баллонов автобус может проехать 240 км при заполнении баллонов на 82 м3 газа, но очень уж «кусается» цена на данный баллон — 74 тыс. руб.

Сравнительная характеристика монтажных схем баллонов для КПГ на «ПАЗ 3205» в процессе их усовершенствования:

Разработчик схемы Изгогтовитель баллонов Масса баллонов Стоимость баллонов Физический объём, л. Объём КПГ, куб. м. Пробег на 
1 заправке
при расхо-
де газа 34 л/100 км.
Срок пере
освидетель
ствования
Кол-во баллонов Гарантии
ЗАО «Автосистема» ПНЗ 260 21200 200 52 153 5 лет 4 на ГБО
НПФ «САГА» ОМЗ 178 60400 272 70.6 207 3 года 6 на ГБО
ООО «АРГО» ОМЗ 281 46600 331 86 253 4 — через 7 лет,
1 — через 3 года
5 Заводская гарантия
Таблица № 1

Характеристики баллонов, применяемых для установки на «ПАЗ-3205»

Наименование предприятий-изготовителей Диаметр, мм Длина, мм Масса, кг Объём, л
ОАО «Орский машиностроительный завод» 251
254
254
1652
882
1262
62.1
23.7
32.7
69
34
51
ОАО Казанское ОКБ «Союз» 514 2090 238 315
Первоуральский новотрубный завод 219 1660 63 50
Таблица № 2



Современное решение установки ГБО на ПАЗ

Схема установки метановых баллонов (КПГ) на ПАЗ

    Ранее автомобили приходили на переоборудование, находясь уже в эксплуатации, и, как правило, это были единичные заказы. Установщику ГБО при этом приходилось покупать баллоны и газовое оборудование мелким оптом или в розницу, поэтому цена на переоборудование была высокой, а гарантия распространялась только на ГБО.

    Для того, чтобы исключить все слабые стороны предыдущих схем и учесть современные требования удобной и эффективной эксплуатации, были сформулированы основные технические характеристики газобаллонного «ПАЗ 3205»:


    • — Пробег на одной заправке более 250 км (с отсутствием дозаправки в течение смены).

    • — Удобное размещение баллонов, отвечающее нормам безопасной эксплуатации ГБО.

    • — Сохранение гарантии завода-изготовителя.

    • — Приемлемая стоимость ГБО.

    • — Минимизация затрат при эксплуатации.


    В настоящее время фирма «Арго» (г. Нижний Новгород) предлагает разновидность комплектации павловского автобуса баллонами, которая отвечает всем вышеуказанным требованиям. Это вариант с ранее сертифицированной схемой расположения баллонов под сидением в задней части автобуса, но в отличие от неё для крепления баллонов мы используем место в ступеньке импровизированного подиума-каркаса, в которое помещаем дополнительно металлопластиковый баллон на 51 л. А вместо шести металлопластиковых баллонов (газовая схема фирмы «САГА») ставим четыре баллона по 70 л каждый из легированной стали.

    Новая конструкция позволяет увеличить ёмкость кассеты для хранения КПГ на 59 л или 15,3 м3 в отличие от компоновки 4×51 л и 2×34 л. Суммарная ёмкость баллонов позволяет вместить 86 м3 газа, что обеспечивает пробег до 250 км. Пробег на одной заправке соответствует потребностям пассажироперевозчиков — одна заправка в смену без дозаправки.

    Безопасность размещения баллонов в салоне автобуса обеспечивается установкой на горловины баллонов, вентили и соединения газопроводов герметичного (газонепроницаемого) кожуха. Данные условия регламентированы п. 4.7 ОСТ 37.001.653-99. При соблюдении требований этого документа безопасность находится на должном уровне и даже выше, чем у бензиновой системы питания. При установке баллонов в салоне нельзя допускать установки баллонных тройников, соединительных переходников в магистрали и несертифицированной продукции. На каждом баллоне должно быть по вентилю, оснащённому предохранительным скоростным пожарным клапаном.
Устанавливать баллоны для КПГ в салоне разрешается только при выполнении условий ОСТ 37.001.653-99 п. 4.7 «При размещении газовых баллонов внутри кузова ТС газовые баллоны совместно с арматурой и присоединительными элементами должны быть заключены в герметичный (газонепроницаемый) отсек, либо горловины баллонов, вентили и соединения газопроводов должны быть заключены в местный герметичный (газонепроницаемый кожух).»

    Конкурентные преимущества данной схемы расположения баллонов на ПАЗ и обоснованность выбора:


    • — Пробег на одной заправке — 250 км.

    • — Объём перевозимого газа — 86 м3.

    • — Гарантия завода-изготовителя на газобаллонный «ПАЗ» сохраняется, так как заказ выдаёт официальный продавец Павловского завода «Русские автобусы».

    • — Минимизацией затрат на обслуживание — баллоны объёмом 70 л, изготовленные из легированной стали, проходят освидетельствование первый раз через семь лет (по ТУ завода-изготовителя), то есть увеличился срок очередного освидетельствования в 2,5 раза.

    • — Отсюда уменьшаются эксплуатационные затраты на обслуживание ГБО.


    Сокращено количество баллонов, а соответственно и вероятность утечек газа из соединений. В этом отношении вне конкуренции будет схема установки с одним баллоном на 315 л, изготовитель ОАО Казанское ОКБ «Союз». Недостатком его является необходимость переосвидетельствования один раз в три года на специализированном оборудовании, которое имеется только у изготовителя баллонов, а также более высокая (в 1,6 раза) цена.

    Пример из практики АРГО: Установка ГБО на 55 автобусов ПАЗ 3205

    Данную схему впервые применило ООО «Арго» при переоборудовании «ПАЗ 3205» по заказу ООО «Русские Автобусы». На газобаллонные автобусы распространяется заводская гарантия. И первые 55 новых автобусов «ПАЗ» на метан отправились в пробег в январе 2006 г. в Армению, где наиболее остро стояли проблемы замены традиционных топлив на КПГ. Заказ данной партии курировала администрация Еревана.

    Стоимость автобусов на сжатом газе незначительно превышает стоимость автобуса базовой комплектации. Поэтому окупаемость при загрузке автобусов в городском цикле составит всего пять-семь месяцев. Ежегодная экономия от эксплуатации 55 автобусов составила около 8,5 млн. руб. За время эксплуатации (семь лет) доход от эксплуатации газобаллонных автобусов превысит 50 млн. руб.

    Соседи из ближнего зарубежья умеют считать деньги и заботятся об экологии. Когда же мы научимся аналогично мыслить и на деле внедрять энергосберегающие технологии? В настоящее время транспортники и установщики ГБО сделали первый шаг навстречу развитию цивилизованного подхода к газификации транспорта. Следующий шаг по развитию и совершенствованию существующей сети газозаправок (АГНКС) для повышения спроса на экологически чистый и дешёвый вид топлива — природный газ — за ОАО «Газпром».

    Подобный регламент, в соответствии с которым была проведена установка ГБО на ПАЗ 3205, должен разрабатываться на каждое транспортное средство.

Последние новости

ITALGAS - официальный поставщик запасных частей для ООО «Скания-Русь»

«Италгаз Инжиниринг» подписал соглашение на поставку продукции с ООО «Скания-Русь»

25 июня 2020

Правительство утвердило подпрограмму развития рынка газомоторного топлива РФ

Цель подпрограммы – рост потребления природного газа в качестве моторного топлива, развитие газозаправочной инфраструктуры, а также увеличение парка техники на природном газе.

31 марта 2020

ООО «Италгаз Инжиниринг» и транспортное подразделение сети «Магнит» объявили о сотрудничестве

ООО «Италгаз Инжиниринг» в партнерстве с ООО «Компания Альфа» переведут 250 грузовиков «Магнит» на газодизель (газ — метан). Пройдены успешные испытания прототипа MAN TGX 28.360 и собраны первые 3 грузовика в Казани.

31 марта 2020

Архив новостей